gazaryan_suren (gazaryan_suren) wrote,
gazaryan_suren
gazaryan_suren

Categories:

Товарищ Путин, вы большой ученый... Как строят курорт "Лунная Поляна" в Кавказском заповеднике


Я решил изложить эту печальную историю после просмотра последнего интервью Путина, где его сравнили с Рузвельтом. Покоробило. Ниже впервые опубликованы многие документы, собранные нами за долгие годы борьбы с незаконным строительством резиденции "Лунная Поляна". Рузвельту в своей Америке такое и не снилось.

История началась еще в 1980-е, когда на западном склоне горы Фишт сочинские спасатели построили странного вида хижину.  С легкой руки спасателей местность вокруг хижины назвали «Лунной Поляной». В 1990-е годы бывший спасатель Григорий Горлов организовал в хижине гостиницу для туристов.



Хижина эта до недавнего времени стояла возле главного здания.



По рассказам Горлова, уже в 2000 году к гостинице стало проявлять интерес Управление делами Президента РФ, в недрах которого было принято решение о строительстве горнолыжного курорта для главного любителя горных лыж в стране. Хижину Горлова посетил управляющий делами Владимир Кожин и чины из ФСО России и к 2001 году гостиница «Лунная Поляна» перешла в ведение принадлежащего Управделами физкультурно-оздоровительного комплекса «Дагомыс».

Оставалось найти только способ обойти закон, чтобы построить курорт на территории заповедника. Дали поручение Министерству природных ресурсов, и такой способ был найден.
4 декабря 2002 года бывший замминистра дорожного строительства Виталий Артюхов, которого Путин  поставил во главе Минприроды,  подписал приказ об организации “научно-исследовательского и технологического центра в составе Кавказского государственного природного биосферного заповедника”.
О характер будущей научной работы свидетельствовало требование  «учесть потребности  подразделений Федеральной службы охраны России и МЧС» при подготовке плана размещения объекта.  Про потребности других научных учреждений в приказе ничего не сказано.
В качестве инвестора горнолыжного курорта в 2002 году была назначена государственная компания «Роснефть», со стороны Управления делами вопрос курировал лично управляющий Владимир Кожин.


Научный центр «Биосфера»
Строительство «научного центра» для Владимира Путина буквально закипело в 2003 году, все стройматериалы и рабочих в горы завозили с помощью вертолетов.  “Научно-исследовательский и технологический центр в составе Кавказского государственного природного биосферного заповедника”, фигурировавший в приказе Артюхова, Управделами   переименовало в научный центр (НЦ) «Биосфера».  Ниже впервые опубликована его официальная схема, добытая нами у проектировщиков.
Строительство сопровождалось многочисленными совещаниями между строителями и чиновниками. Мы располагаем протоколом совещания, которое состоялось 13 июля 2004 года в сочинском аэропорту при участии вице-президента «Роснефти» Николая Борисенко.


Из протокола становится ясно, что к лету 2004 года в урочище «Лунная Поляна» был закончен фундамент объекта «Биосфера -1» (собственно резиденции), и началось строительство т.н. общежития «Биосфера-2» (помещения для сотрудников ФСО).  В строительстве участвовали российский представитель финской фирмы «Honka», поставлявшей сборные деревянные конструкции для резиденции, а также хорват Эмир Кечо, владелец близкой к тогдашнему президенту «Роснефти» Богданчикову компании «Кечо Инвест Инжиниринг», впоследствии оскандалившейся в Нефтеюганске
К 2007 году резиденция и «общежитие» были практически закончены, и начались интенсивные работы по прокладке горнолыжных трасс.  В частности,  была прорублена просека для канатной дороги от входа в резиденцию к подъемнику. Незаконную рубку случайно обнаружили адыгейские лесники. По их заявлению было возбуждено уголовное дело №5070431. По указанию руководства Министерства внутренних дел  было истребовано из  Адыгеи в Москву, в которой и сгинуло окончательно.

Аварии вертолётов
Неподалеку от поселка Солох-Аул «Роснефть»  построила базу с вертолетной  площадкой, откуда вертолетами и поныне завозят все необходимые материалы для строительства и эксплуатации «Лунной Поляны».  До 2010 года вертолеты совершали несколько десятков рейсов в день.


Первая катастрофа произошла уже 4 сентября 2003 года, когда вертолет компании «ПАНХ» врезался в  вершину горы Фишт. Погибли 3 члена экипажа и 6 пассажиров.  

В 2004 году грузом, сорвавшимся с подвески вертолета, был убит рабочий. 


Обломки вертолета после катастрофы 26 сентября 2010 г. Фото из отчета МАК

26 сентября 2010 года вертолет компании«Аэро-Камов» рухнул прямо возле резиденции. Погибли два члена экипажа, третьего вытащили рабочие.  



Как у забирали землю у Кавказского заповедника
С самого начала стройка «Лунной Поляны» была незаконной, так как её проект не проходил государственную экологическую экспертизу.
На упомянутом выше оперативном совещании 13 июля 2004 года от Кавказского заповедника впервые потребовали «в максимально короткие сроки» передать в безвозмездное пользование оздоровительному комплексу «Дагомыс» земельный участок 40 Га, с последующим его расширением под строительство 2-й очереди объекта.  Управление делами больше  не хотело вести незаконную стройку НЦ «Биосфера» на землях, которыми распоряжается Министерство природных ресурсов.
Сразу после совещания «Роснефть» перечислила заповеднику деньги для проведения землеустроительных работ и межевания границ в республике Адыгея. Уже в 2005 году случилось чудо – выяснилось, что урочище Лунная Поляна площадью 105,7 га не входит в состав заповедника, а находится на землях запаса Адыгеи.  Причем границы урочища странным образом совпали с контурами земельного участка, необходимого для строительства горнолыжного курорта. Однако до сентября 2006 года Кавказский заповедник так и не согласовал земельное дело.
Наконец, Владимир Кожин послал министру Трутневу письмо с настойчивым требованием ускорить передачу земель заповедника под «особо важный объект».

Причины, по которым заповедник «динамил» Управделами и не подписывал земельные документы, изложены в письме его директора Сергея Шевелева на имя замминистра природных ресурсов Сергея Сая.
Кроме  105 Га для строительства комплекса, «Роснефть» попросила у заповедника еще 400 га под дорогу к «Лунной Поляне», а власти Адыгеи решили  отобрать почти 10 тыс. га  под видом «уточнения границ».
В итоге торгов адыгейских властей и Управделами с Минприроды у заповедника  все-таки забрали  более 200 га, земли перешли к республике Адыгея. Постановлением главы администрации Майкопского района № 1641-з от 11.12.2007  участок под "Лунной Поляной" передан «Роснефти» в аренду на 49 лет. Видимо, в качестве новогоднего подарка.




«Бюджетные» дороги к горной резиденции Путина

То, что тело Президента доставлять вертолетом опасно, стало ясно после первой аварии в 2003 году (см. выше). По требованиям ФСО, к объекту обязательно нужна наземная дорога, а лучше две. Ниже приводится хронология дальнейших событий.

Конец 2005 года. Путин решил, что будет приезжать на «Лунную Поляну» с севера, из аэропорта Майкопа.
17 января 2006. В Минтрансе состоялось совещание, где было определено, что финансирование новой дороги Черниговская–НЦ «Биосфера» будет вестись за счет федерального бюджета и бюджета субъектов РФ – Адыгеи и Краснодарского края, которые получат соответствующие субсидии.  Сквозное движение до «Лунной Поляны» по гравийной дороге дорожники хотели открыть уже к концу 2006 года, а затем уже асфальтировать всю трассу.
Февраль 2006 года.Обоснование инвестиций в строительство дороги, подготовленное Северо-Кавказским филиалом ОАО ГИПРОДОРНИИ за деньги «Роснефти», прошло все согласования, но получило отрицательное заключение Главгосэспертизы. Тем не менее, Адыгея и Краснодарский край утвердили  задание на проектирование дороги, в котором она была разбита на 5 пусковых комплексов.
Сентябрь 2006. В Минприроды поступило письмо Владимира Кожина с требованием пустить в заповедник изыскателей для строительства дороги к «Лунной Поляне».

Декабрь 2006. Утвержден акт выбора земельного участка под строительство дороги, включая земли заповедника.
Февраль 2007. Проект 1 пускового комплекса прошел строительную экспертизу и утвержден властями Адыгеи. 
Апрель 2007. Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея объявлен конкурс на строительство 1 пускового комплекса.
В конкурсной документации не было упоминания о том, что дорога пройдет сначала по памятнику природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», а затем в Кавказском заповеднике. Обе охраняемые территории входят в состав всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Западный Кавказ», где строить дороги запрещено.
Июнь 2007. Без формального разрешения на строительство начались работы на 1-м пусковом комплексе. Одновременно ведутся варварские «санитарные» рубки вокруг дороги в пределах памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха». Уникальный лес обезображен и напоминает поле сражения.


30 июля 2007. Объявлен конкурс на строительство 2 пускового комплекса, от поселка Черниговское Краснодарского края до границы Адыгеи.
Август 2007.  Центр всемирного природного наследия направил на имя представителя России при ЮНЕСКО письмо, в котором выразил обеспокоенность ситуацией со строительством дороги и незаконными рубками  на территории объекта наследия «Западный Кавказ».
24 августа 2007. Кавказский заповедник отказался согласовать изъятие земли для строительства 1-го пускового комплекса.
19 сентября 2007. Выдано разрешение на строительство 1-го пускового комплекса.
Октябрь 2007. Технологическая дорога проложена до границы Кавказского заповедника, продолжаются интенсивные рубки.  Победителем конкурса на строительство 2-го пускового комплекса стало ООО «Краснодаравтодорсервис».
19 ноября 2007.  Совещание у премьер-министра Адыгеи, где решено нарисовать в лесоустроительной документации якобы существующую с 1920-х годов дорогу, а потом поменять паспорт памятника природы для того, чтобы обеспечить возможность её "реконструкции". Впоследствии изменения в паспорте признаны незаконными решением Верховного суда РФ.
2 марта 2008. Президентом РФ избран Дмитрий Медведев.

19 апреля 2008. По инициативе Экологической Вахты и Гринпис России, Центр всемирного наследия ЮНЕСКО направил миссию для оценки угроз «Западному Кавказу».  Эксперты были шокированы тем, как лесорубы и дорожники изувечили девственные леса в верховьях реки Пшеха и высказали свои претензии властям в весьма жесткой форме.
23 апреля 2008. Росприроднадзор по республике Адыгея в присутствии экспертов ЮНЕСКО выпустил предписание о приостановке строительства дороги и рубок леса на территории республики. Тем не менее, работы продолжаются.
16 мая 2008. Новое предписание Росприроднадзора о приостановке строительства дороги. Работы приостановлены, но вскоре возобновились.
6 июня 2008. Совещание представителей общественности с министром природных ресурсов Трутневым в Сочи. Подписан протокол, включающий требование остановить работы в пределах всемирного наследия «Западный Кавказ».
26 июня 2008. Совместная инспекция Экологической Вахты и московских чиновников Росприроднадзора. Работы по строительству дороги на территории Адыгеи окончательно остановлены. По итогам инспекции уволен    руководитель Управления Росприроднадзора по Адыгее Георгий Козменко.
6 июля 2008. В Квебеке на 32-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО принято решение № 32 COM 7B.25.  Российским властям рекомендуется "остановить дальнейшее строительство дороги на Лунную Поляну и гарантировать, что она не будет в дальнейшем расширена, заасфальтирована и предоставлена в пользование для рекреационных целей".
Июль 2008. Ведутся работы по «консервации» 1 пускового комплекса. Строительство 2-го комплекса продолжается.
Август 2009. 2-й пусковой комплекс в Краснодарском крае завершен. Построены мосты и проложено 12 км асфальтированного шоссе до границы Адыгеи, дальше продолжается разбитая гравийная дорога.

Сентябрь 2011. Путин объявил о желании стать Президентом. Объявлены конкурсы на проектирование нового, «южного» варианта дороги к «Лунной Поляне».


Сколько нам стоила "Лунная Поляна"?
Госкомпания «Роснефть» не раскрыла источники и размер финансирования для строительства «научного центра» для Путина. Несложно подсчитать, что только аренда вертолетов обошлась более чем в миллиард рублей.  Вряд ли эти расходы составляют основную часть стоимости проекта. 
С «бюджетными» дорогами проще, их стоимость можно узнать из конкурсной документации.  Затраты на строительство только первого пускового комплекса в ценах 1 квартала 2006 года составили бы 1.2 млрд. рублей, из которых 495 млн. было потрачено на первый этап строительства и "консервацию". Стоимость второго пускового комплекса, который был полностью построен – 900 млн. руб.

Сложив все цифры, можно смело утверждать, что стоимость строительства горной резиденции для  Путина превысила 5 млрд. рублей, из которых не менее 2 млрд. – прямые инвестиции из бюджета. Ущерб уникальной природе посчитать невозможно, но по официальным методикам расчета он будет составит более 500 млн. рублей.
Сегодня Путин сказал : «если я за что-то берусь, я стараюсь довести дело либо до логического завершения, либо, как минимум, привести это дело к максимальному эффекту».
Поэтому к сумме расходов на «Лунную Поляну» можно смело прибавить еще 2-3 млрд. на строительство новой дороги через Кавказский заповедник.


Tags: Кавказский заповедник, Лунная Поляна, Путин, коррупция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →